Где самый богатый растительный и животный мир?

Итоговый тест по окружающему миру за 4 класс

Итоговый тест по окружающему миру за 4 класс с ответами. Тест состоит из 2 вариантов. Каждый вариант состоит из 3 частей (Часть А, Часть В и часть С). В части А — 10 заданий, в части В — 4 задания, в части С — 3 задания.

1 вариант

А1. Выберите верное утверждение.

1) Вокруг Земли вращаются восемь планет
2) Вокруг Солнца вращаются восемь планет
3) Вокруг Солнца вращаются семь планет
4) Солнце вращается вокруг Земли

А2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах
2) на Северном полюсе
3) в умеренных поясах
4) в тропиках

А3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории
2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям
3) всё то, что может рассказать нам о прошлом
4) исторические книги

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра
2) тайга
3) пустыня
4) арктическая пустыня

А5. Укажите самую низкую равнину России?

1) Западно- Сибирская
2) Приволжская
3) Среднесибирское плоскогорье
4) Восточно- Европейская

А6. Какое озеро России включено в список объектов Всемирного природного наследия?

1) Ладожское
2) Байкал
3) Каспийское
4) Онежское

А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках
2) поливать огороды водой из рек и озёр
3) уничтожать обитателей водоёмов
4) расчищать берега водоёмов от мусора

А8. Укажи основное свойство торфа?

1) прочность
2) твёрдость
3) пластичность
4) горючесть

А9. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство
2) металлургия
3) свиноводство
4) полеводство

А10. Какая эпоха длилась с 1500 по 1900 год?

1) эпоха Древнего мира
2) эпоха Средних веков
3) эпоха Нового времени
4) эпоха Новейшего времени

В1. Какое растение не является луговым?

1) тысячелистник
2) мятлик
3) тимофеевка
4) тростник

В2. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадский жук
2) жужелица
3) божья коровка
4) тля

В3. Кто организовал первую в России химическую лабораторию?

1) Пётр Первый
2) М.В. Ломоносов
3) Екатерина Вторая
4) Иван Третий

В4. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва
2) Бородинская битва
3) Ледовое побоище
4) Ордынское сражение

С1. Укажи объекты Всемирного природного наследия России?

1) водопад Виктория
2) Большой барьерный риф
3) Алтай
4) Озеро Байкал

C2. Какие полезные ископаемые используют для получения топлива?

1) нефть
2) известняк
3) каменный уголь
4) природный газ

С3. Назови государственные праздники России

1) День России
2) День Государственного флага Российской Федерации
3) День конституции
4) День милиции

2 вариант

А1. Выбери верное утверждение.

1) В Солнечную систему входят Земля и Солнце.
2) В Солнечную систему входят Земля, Солнце и Луна.
3) В Солнечную систему входят Солнце и все вращающиеся вокруг него тела.
4) В Солнечную систему входят Солнце и крупные планеты.

А2. Где самый бедный растительный и животный мир?

1) в южном тропическом поясе
2) в северном тропическом поясе
3) в полярных поясах
4) в умеренных поясах

А3. Какая наука узнаёт о прошлом, изучая древние предметы. сооружения?

1) археология
2) история
3) астрономия
4) география

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Солнце никогда не поднимается высоко над горизонтом, из растительности на камнях встречаются лишайники, животные питаются рыбой.

1) арктическая пустыня
2) тундра
3) степь
4) тайга

А5. Что называют Каменным поясом земли Русской?

1) Уральские горы
2) Кавказские горы
3) Алтай
4) Русскую равнину

А6. Какое озеро России из-за огромных размеров часто называют морем?

1) Ладожское
2) Онежское
3) Каспийское
4) Байкал

А7. Какое утверждение неверно?

1) Лес — защитник почвы
2) Лесов так много, что вырубить их все невозможно
3) Лес очищает воздух
4) Лес защищает почву от разрушения.

А8. Какие почвы распространены в нашей стране?

1) чернозёмы
2) луговые
3) болотные
4) подзолистые

А9. Какое полезное ископаемое используют для изготовления посуды?

1) глину
2) торф
3) известняк
4) гранит

А10. В какую эпоху возникли первые цивилизации?

1) в первобытную эпоху
2) в эпоху Древнего мира
3) в эпоху Средних веков
4) в эпоху Нового времени

Читать еще:  Картошка польза и вред для здоровья – полезность картофеля

В1. Какая птица помогает людям защищать урожай от гусениц яблонной плодожорки?

1) сова
2) скворец
3) канюк
4) пустельга

В2. Из чего получают перловую крупу?

1) из ячменя
2) из кукурузы
3) из ржи
4) из гречихи

В3. Кого называют продолжателем дел Петра Первого?

1) Ивана Грозного
2) Екатерину Вторую
3) Александра Второго
4) Николая Второго

В4. Укажите порядок расположения полос на Государственном флаге Российской Федерации?

1) красная, белая, синяя
2) синяя, красная, белая
3) белая, синяя, красная
4) белая, красная, синяя

С1. Укажи объекты Всемирного культурного наследия России?

1) Акрополь
2) Московский Кремль
3) исторический центр Санкт-Петербурга
4) Кижи

C2. Какие права есть у гражданина Российской Федерации?

1) на образование
2) на труд
3) на отдых
4) на разрушение памятников культуры

С3. Какие изобретения относятся к эпохе Новейшего времени

1) фотография
2) телевидение
3) электричество
4) холодильник

Ответы на итоговый тест по окружающему миру за 4 класс
1 вариант
А1-2
А2-4
А3-3
А4-2
А5-1
А6-2
А7-4
А8-4
А9-3
А10-3
В1-4
В2-1
В3-2
В4-2
С1-34
С2-134
С3-123
2 вариант
А1-3
А2-3
А3-1
А4-1
А5-1
А6-3
А7-2
А8-1
А9-4
А10-2
В1-2
В2-1
В3-2
В4-3
С1-234
С2-123
С3-24

Итоговая проверочная работа по окружающему миру

Итоговый тест 4 класс

А1. Из чего состоит воздух?

1) из смеси жидких и твёрдых веществ. 2) из смеси жидких веществ.

3) из смеси твёрдых веществ.

4) из смеси газов.

А2. Где самый богатый растительный и животный мир?

1) в полярных поясах 2) на Северном полюсе

3) в умеренных поясах 4) в тропиках

А3. Что мы называем историческим источником?

1) учебник по истории

2) статьи в газетах, посвящённые историческим событиям

3) всё то, что может рассказать нам о прошлом

4) исторические книги

А4. Какая природная зона описана в тексте?

Лето тёплое, но зима суровая, преобладают хвойные растения, так как они менее требовательны к теплу. Животный мир разнообразен.

1) тундра 3) пустыня

2) тайга 4) арктическая пустыня

А5 . Костя велел Танечке не ходить по лужам, чтобы не простудиться – А что ноги могут простудиться? удивилась Таня — Органы дыхания у тебя простудятся ,- ответил Костя и тут же пожалел, поскольку пришлось перечислять эти самые органы. Приведи примеры трёх органов , относящихся к органам дыхания

А6 . Один из предков Коли родился в 1401г. В каком веке родился родственник девочки?

А7. Что должны делать люди для охраны водоёмов?

1) не купаться в реках

2) поливать огороды водой из рек и озёр

3) уничтожать обитателей водоёмов

4) расчищать берега водоёмов от мусора

А8. Укажи основное свойство торфа.

1) прочность 3) пластичность

2) твёрдость 4) горючесть

А9. Что является названием отрасли животноводства?

1) цветоводство 3) свиноводство

2) металлургия 4) полеводство

А10. Иван – петербуржец, а Николай — москвич. А) Напиши, кто из ребят живёт в столице России Ответ: ______________________ Б) Напиши, как называется город, в котором он живёт. Ответ: ______________________

А11. Какое растение не является луговым?

1) тысячелистник 3) тимофеевка

2) мятлик 4) тростник

А12. Какое насекомое поедает листья картофеля?

1) колорадский жук 3) божья коровка

2) жужелица 4) тля

А13. Какое название получило решающее сражение Отечественной войны 1812 года?

1) Куликовская битва 3) Ледовое побоище

2) Бородинская битва 4) Ордынское сражение

В1. Установи соответствие между названием водоёма и его типом: для каждого водоёма из первого столбца выбери цифру из второго столбца и запиши её в соответствующую пустую клеточку таблицы.

В2. Установи соответствие между названием животного и группой, к которой оно относится: для каждого названия животного из первого столбца выбери цифру из второго столбца и запиши её в соответствующую пустую клеточку таблицы.

В заданиях С1 – С2 укажи, о ком или о чём идёт речь.

С1. Головка у этой птички в чёрной шапочке, спинка, крылья и хвост тёмные, а грудка ярко-жёлтая, будто в жёлтый жилетик нарядилась. Летом она питается жучками и червячками, а зимой, в бескормицу, ест всё: и разные зёрнышки, и крошки хлеба, и варёные овощи. Но больше всего эта птица любит свежее несолёное сало.

С2 . Широко раскинули свои ветви могучие лесные красавцы – дубы. Вот группа белоствольных берёзок словно закружились в хороводе. А дальше у полянки, осинки с дрожащими листочками соседствуют с елями. Макушки высоких и стройных сосен озарены заходящим солнцем. А вот кустарникам орешника, калины уже не достаётся солнечных вечерних лучей. Недаром их называют подлеском. Много вокруг ягод, грибов, орехов. Звери и птицы не прочь ими полакомиться.

Эта природная зона называется _______________________________________________________.

А1. Какое свойство воздуха позволяет нам видеть вокруг нас всё окружающее?

1) Отсутствие запаха.

А2. В воздухе содержатся различные газы, но один из них особенно важен для животных и растений. Все живы е существа поглощают этот газ при дыхании. Обведи номер ответа

Читать еще:  Слива оцарк премьер описание сорта фото отзывы

Разнообразие животного мира

Растительный мир России

Россия славится разнообразием растительных видов: порядка 11 тыс. их у сосудистых растений, более 10 тыс. у водорослей и почти 5 тыс. у лишайников. В нашей стране очень много грибов. Разнообразие флоры возрастает при продвижении на юг (правда, в пустынях закономерность не действует из-за слишком жаркого и сухого климата). Аналогично оно изменяется при переходе от равнин к горам, которые иногда называют убежищами жизни: во время катаклизмов они дают растениям шанс на самосохранение. По этой же причине здесь много древних видов — реликтов (ягодный тис на Кавказе, древовидная корейская ива чозения в Приамурье).

Существуют растительные виды, которые встречаются на всей или почти всей территории России (осина, сосна, береза). Практически везде распространен злак типчак. Есть виды, занимающие ограниченные территории (лиственница сибирская, кедровый стланик). Некоторые растения встречаются только в одном регионе на незначительном пространстве — эндемики. Больше всего их на Кавказе.

Благодаря разнообразным климату и почвенному покрову появляются невероятно сложные сообщества, которые сложены многими типами растительности (наиболее характерными для России считаются тундровый, лесной, степной, пустынный, луговой и болотный). Каждый из них формируется при определенных температуре и влажности и состоит из видов, приспособившихся к таким условиям. Адаптируясь, жители тундры, леса, степи, пустыни, луга или болота выработали собственные признаки и особенности, которые позволяют выделить группы растений: криофиты (распространены в холодных местах), мезофиты (характерны для областей с достаточным увлажнением), гигрофиты (привычны к переувлажнению), гидрофиты (свойственны водоемам) и др.

Тундровый тип растительности

Довольно молод и беден по составу (мхи, кустарнички, лишайники, многолетние и низкорослые растения). Последний признак связан не только с относительно недавним формированием тундры, но и с суровостью ее климата. Довольно проблематично вырастить что-то высокое и красивое, когда в этих широтах очень короткое и прохладное лето с высокой влажностью и невероятно низкими температурами почв.

В летнее время тундра пестрит всеми цветами радуги. Горы Хибины, Кольский полуостров

Лесной тип растительности

Самый распространенный в России. Леса занимают более 45% территории государства. Они существуют там, где среднемесячные температуры июля превышают +10 °С, а увлажнение избыточное или достаточное. Лес — сложное многоярусное сообщество растений. Деревья, кустарники и кустарнички, травы, мхи, лишайники и грибы непрерывно взаимодействуют друг с другом. Более того, существует определенная связь между ярусами. Более 80% российских лесов хвойные. Иглы таких деревьев очень мало испаряют, поэтому подобные растения легко переносят прохладное лето, суровую зиму и избыточное увлажнение. Лиственница способна пережить даже –70 °С, поскольку к морозному сезону она полностью сбрасывает хвою, предохраняя себя от вымерзания.

Смешанный лес зимой: хвойные породы остались в зеленом наряде, а лиственные сбросили его еще осеньюХвойный лес способен выдержать даже условия сурового Севера

Широколиственные леса

Широколиственные леса предпочитают достаточно влажное, продолжительное и теплое лето. Избыток влаги, равно как и ее недостаток, они не любят. Леса подобного типа распространены на западе страны и крайнем юге Дальнего Востока. В Сибири найти широколиственные просторы невозможно — дуб, липа, клен, ясень, вяз и другие не выживают в таких климатических условиях. Древесные породы в этих лесах различаются по высоте — это обеспечивает видам комфортное сосуществование. Есть и переходный тип лесов — смешанный. Здесь встречаются как хвойные, так и широколиственные деревья.

В широколиственном лесу нет места хвойным породам

Степной тип растительности

Формируется в районах недостаточного и неустойчивого увлажнения. Степи населяют травянистые растения, которые легко переносят нехватку влаги в почве. Одна из важнейших особенностей степных сообществ — это их быстрая смена внешнего вида. Как правило, уже в июне вся растительность выгорает и становится высохшей и пожухлой.

Русская степь

Пустынный тип растительности

Наблюдается на территориях с наименее благоприятными условиями для существования растений. Неудивительно, что их здесь очень мало. Важнейший фактор, который ограничивает жизнь растений в пустынях, — нехватка влаги в почвах. В подобной местности очень важна приспособленность видов к водному дефициту. Способы адаптации могут быть разными. У некоторых растений есть мощная разветвленная и глубоко проникающая корневая система. Она позволяет максимально поглощать воду из почвы. У других опушены или покрыты воском листья. Некоторые растения обзавелись колючками и иголками. У злаков листья обычно свернуты в трубочку. Все это обеспечивает растениям наиболее эффективную экономию влаги.

Пустынная растительность скудная и неразвитая. Местность неподалеку от озера Баскунчак, Астраханская область

Луговой тип растительности

Формируется при средних условиях увлажнения. Обычно для лугов характерны высокий и густой травяной покров, который живет несколько лет (осенью надземная часть растений отмирает, а весной вновь появляются побеги), и плотная дернина, образованная переплетенными корнями многочисленных растений. Существует несколько типов лугов.

Заливные луга располагаются в поймах рек. Они затапливаются в половодье, создавая благоприятные условия для жизни растений. Пойменные луга используются под сенокосы — они богаты ценной кормовой массой и дают хорошие урожаи сена. Суходольные луга расположены вне речных пойм и появляются после вырубки лесов. Их нередко называют вторичными и используют для выпаса скота. Суходольные луга беднее заливных, их урожайность ниже, а значительная часть растений имеет невысокую кормовую ценность. Горные луга расположены выше границы леса и отличаются большим видовым разнообразием: очень много изумительно цветущих трав и растений, в том числе и красочного разнотравья — колокольчиков, незабудок, одуванчиков, манжеток, примул и др.

Читать еще:  Панакур инструкция по применению в ветеринарии

Заливной луг Суходольный луг Горный луг на Кавказе

Болотный тип растительности

Возникает при избыточном увлажнении — болота являются сообществом растений, которые его очень любят. При этом виды располагаются на участках суши без сплошного слоя воды на поверхности. Здесь распространены мхи, лишайники, кустарники, представители травянистых и некоторые деревья (сосна, ольха, береза). Как правило, болота находятся в низинах с близким залеганием грунтовых вод. Однако при большом количестве осадков могут занимать и другие пространства. Болот очень много в лесах Западной Сибири. Этому способствуют обилие дождей, плоская равнинная поверхность и близость грунтовых вод.

Болото на Сахалине

Растительные символы страны

Традиционно это береза, ромашка и клюква. Белоствольная березка — едва ли не самое распространенное дерево в России. Является символом силы, могущества, мудрости и плодородия. Ромашка — одно из наиболее неприхотливых растений, выдерживающих огромные перепады температур. Ее можно встретить в любом уголке нашей страны. Цветок традиционно считается символом чистоты. Клюква — витаминная ягода Севера, предпочитающая для жизни болотистые места. Она символизирует силу и стойкость.

Береза олицетворяет мудрость, силу и плодородие

Животный мир России

На территории нашей страны обитает около 320 видов млекопитающих. Наиболее разнообразен мир грызунов и хищников (на их долю приходится более половины всех российских видов). Птиц насчитывается 730 видов, пресмыкающихся — 75, земноводных — порядка 30, пресноводных и проходных рыб — около 400. Особо выделяется царство насекомых. Их состав образуют более 70 тыс. видов. На размещение представителей животного мира влияет ряд факторов. Назовем основные.

Географическая широта

Как и в случае с растительным миром, животный становится богаче при продвижении с севера на юг, а в горах резко увеличивается количество эндемичных и реликтовых видов. В размещении представителей фауны на территории России отчетливо выражена зональность. Впрочем, в отличие от растений, они могут активно и быстро мигрировать, благодаря чему нередко встречаются в различных природных зонах, не считающихся ареалом их проживания. Например, типичная птица тундры — белая куропатка — частенько объявляется в лесах Центральной России и на болотах лесостепей Западно-Сибирской равнины, а заяц-русак, который обычно водится в лесах и степях, оказывается в полупустынях.

Климат

В России выделяют несколько характерных зоогеографических подобластей, в которых устоялся свой животный мир. Обитатели этих территорий давно приспособились к сложившемуся в их пределах климату. Так, у животных Арктики, которым приходится бороться с постоянным холодом, густые и длинные шерсть или перья. Например, лемминги к зиме специально отращивают более основательный мех, а у песцов подушечки покрыты волосками: лапы не только греются, но и получают дополнительную маневренность при беге по льду и снежному насту.

Заяц-русак Лемминг Песец

Тип растительности и среда обитания

Растительность обеспечивает корм и защиту на той или иной территории. Ее наличие или отсутствие, а также характер и объемы определяют уровень приспособленности животного. Так, обитатели лесов имеют немало характерных черт: запасают корм на зиму (белки, бурундуки), не меняют окрас с выпадением снега (ветви кустарников и стволы деревьев — отличные укрытия). В лесах отмечаются ярусы растительности, а значит, есть они и у животных. В почвенно-подстилочном уровне обитают землеройки-бурозубки, в нижнем — виды, которые ведут наземный образ жизни, верхний (древесный) отдан птицам и белкам.

Белка Бурундук Суслик

Животные степей заселяют незащищенные пространства, из-за чего вынуждены приспосабливаться к недостатку укрытий. Сайгаки имеют острое зрение и быстро бегают, степные грызуны (суслики, сурки, полевые мыши) роют норы и живут большими колониями.

Пустынное население вынуждено приспосабливаться к высоким температурам в светлое время суток и низким в темное, а также нехватке влаги и скудной растительности. Большинство животных ведут ночной или сумеречный образ жизни. Они скрываются в норах (не только грызуны, но и птицы) или зарываются в песок (ящерицы). К нехватке воды пустынные жители приспособлены по-разному. Кто-то обходится влагой, получаемой с пищей (хищные звери и птицы, змеи, ящерицы), другие преодолевают до сотни километров за сутки в ее поиске. Многие вообще не испытывают неудобств. Например, очень быстроногие прыгающие грызуны тушканчики прекрасно приспособлены к жизни в пустыне с ее рассеянной пищей и очень редким растительным покровом.

Тушканчик Сурок Ящерица

Человек и его хозяйственная деятельность

На численность и размещение животных серьезно влияет хозяйственная деятельность человека. Меняя растительный покров, мы заставляем приспосабливаться и представителей фауны. Из-за этого лесные животные мигрируют из вырубленных лесов, а степные сбегают при распахивании их владений. В то же время большое распространение получают животные — спутники человека.

Источники:

http://testschool.ru/2018/01/06/itogovyiy-test-po-okruzhayushhemu-miru-za-4-klass/
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/itogovaya_proverochnaya_rabota_po_okruzhayushemu_miru_165847.html
http://beletual.ru/raznoobrazie-zhivotnogo-mira/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×