Животные и растения болота 3 класс, болотный зверек

Флора и фауна болота — Какие животные обитают на болоте?

Болото – это чрезмерно увлаженная в результате разных природных факторов местность. Территория болот характеризуется большим количеством воды, а также уникальной флорой и фауной. Большая часть болота – это огромная плоская равнина с близко прилегающими к поверхности подземными водами.

Животный мир болот

Повышенная влажность обеспечивает привлекательные условия для жизни пресноводных животных, амфибий и пресмыкающихся. Водоросли и плотная растительность – настоящий рай для таких обитателей, как ракообразные, беспозвоночные, моллюски. Среди наиболее распространенных животных болот можно выделить:

Обыкновенный уж – это неядовитый вид змей, чаще встречающиеся в травянистых болотах. Уж достигает длины 1,5 м, часто находится в воде, выставив голову над гладью и ища для пропитания других представителей животного мира болот – жаб и лягушек.

Гадюка обыкновенная – небольшая ядовитая змея, ее туловище редко превышает длину 1 м. Укус гадюки не смертелен для человека, однако причиняет ощутимый дискомфорт. Обыкновенная гадюка обладает темно-серым, коричневым цветом, а вдоль туловища идет черная зигзагообразная полоса, оканчивающаяся на голове буквой икс. Яд гадюки смертелен для большинства мелких животных, которые составляют основу ее рациона.

Рядом с болотами нередко обитают животные, которые поедают ужей и других змей — куницы, лисы, норки и барсуки. Эти млекопитающие строят убежища чаще всего в лесах, но на охоту заходят даже в болота.

Бесконечно богат мир насекомых болот, самые интересные представители которого – стрекозы. Они обитают в зарослях камышей, хвощей и тростника.

Болотный мир также славится большим разнообразием лягушек, жаб, тритонов и болотных черепах.

Выдры, ондатры – живут прямо на болотах и тут же организуют свои убежища. Выдры – самые красивые животные болотистой местности, длина их тушек достигает 1 м.

Отдельно можно выделить и таких обитателей, как птицы. Встречаются здесь и хищные представители. Наиболее распространенные обитатели болот среди пернатых – это куропатки, совы, утки, кулики и серые журавли.

Насекомые и другие мелкие обитатели болот

Кроме таких насекомых, как стрекозы, на болотной местности нередко встречаются следующие существа:

  • пауки-доломеры – живут на стеблях, плавающих листах и охотятся за мелкими насекомыми, ныряя под воду. Доломеры отличаются кремовым оттенком боков. Тельце паука покрыто мелкими волосками. Широкие ноги способны удерживать насекомых на поверхности воды;
  • клопы-водомерки – существа, которые не погружаются в воду, а, словно лыжники по снегу, скользят по ее глади. Это очень быстрые и активные насекомые, которые охотятся за разными мушками;
  • жучки-вертячки – хищные представители мира насекомых, которые охотятся на мелких жучков, находящихся на поверхности воды. Способны нырять на небольшую глубину за добычей, после чего возвращаются на поверхность. Отличаются черным цветом с металлическим оттенком тушки;
  • паук-серебрянка – живет в паутинном домике, организованном над водной гладью. Свое название получил за счет того, что после ныряния в воду становится серебристым из-за задерживающегося между волосками на тельце воздуха;
  • клоп-гладыш – плавает спиной вниз в поисках пищи, внешне похож на миниатюрную лодку с гладкими боками. Как только поймает жертву, сразу же впивается в нее маленьким хоботком. При укусе выделяет ядовитую слюну. Если гладыш укусит человека, то ранка будет долго болеть;
  • водяной скорпион – несмотря на необычное название, это насекомое относится к клопам. Водяные скорпионы прячутся среди растений. Отличная природная маскировка скрывает этих насекомых от посторонних глаз.

На болотах обитает множество других насекомых, включая жучков – плавунцов и водолюбов. Они агрессивны, охотиться на других насекомых и больно кусаются.

Растительный мир болот

Растительность болот удивительна и многогранна. Здесь скрыты такие сокровища, которым могут «позавидовать» даже леса, например, различные полезные ягоды. А сколько здесь лекарственного разнотравья! На болотах растет сотни видов цветов, трав и других растений.

Читать еще:  Дайкон сорта для средней полосы

Можно выделить так называемые главные растения болот, которые произрастают в больших количествах и численно превосходят других представителей флоры. Это – семейство осоковых трав (пушица, камыш, пухонос), а также ситниковые травы и злаки. Вот и другие представители:

Кувшинка белая – огромная водяная лилия, размер которой достигает 12 см в диаметре, а листы превышают 30 см. Кувшинки расположены на воде, вечером они закрываются и уходят под воду, а утром – не позднее 7 часов – они раскрываются. Кувшинка – излюбленное лакомство ондатр и водяных крыс.

Тростник – многочисленное растение, которое встречается и в тропических, и северных регионах. Высота его может достигать 2 м в теплых условиях и 70 см – в прохладных. На болотах встречается преимущественно там, где в глубине торфа движется вода. Часто листья и стебли этой травы используются для плетения аксессуаров бытового назначения, а сено раньше применялось для строительства крыш.

Осоки – многочисленные травяные растения, расположенные по берегам болотистых местностей. Высота осоки достигает 1 м. Раньше осоки использовали в качестве сена.

Лекарственная валериана – розово-сиреневые цветы большого размера. Растет по берегам болот, а также на лесных опушках. Корни у валерианы ветвистые и толстые. Целебные свойства растения используются со времен Древнего Рима.

Желтая кубышка – соседка кувшинки, сильно напоминающая ее внешне. Цвет у растения желтый, а соцветия – маленькие. С древности кубышку используют в народной медицине как средство от кашля.

Чемерица обыкновенная – встречается в низинных болотах. Растение больше известно под названием волчок или зеленый анчар. Это очень ядовитое растение.

Болотный белокрыльник – растение, образующее плотные заросли на берегах рек и озер. Рядом с ним можно найти болотную калужницу, бутоны которой нередко употребляют в пищу люди.

Растут на заболоченных территориях и другие растения, в том числе и ядовитые. Например, ядовитый вех — это многолетняя трава с очень крупными листьями. Растет в основном в низинных болотах. Наиболее популярная сфера применения – лечение суставов.

Полезные ягоды болот

Наиболее распространенная ягода, которая встречается на болотистой местности — клюква. Это полукустарник, стелющийся по земле. Разглядеть клюкву очень сложно – нужно наклоняться до самой земли. Нередко ягоду укрывает очень плотный или густой мох. В современных условиях болота иссушаются, там становится то слишком жарко, то слишком холодно. Это сильно влияет на урожай клюквы.

Следующая ягода – это морошка. Красные и оранжевые плоды встречаются в холодных регионах. Морошка содержит колоссальное количество полезных веществ. Голубика – ягода, которая встречается в заболоченных лесах. Ее кустики достигают высоты в 70 см. Как и другие ягоды болот, голубика содержит очень много витаминов и уникальных ферментов, необходимых для здоровья человека.

Животный и растительный мир болот разнообразен и удивляет своим великолепием. Эта спокойная местность, таящая угрозу в виде непроходимой трясины, дает людям необычайный дар – полезные растения и ягоды.

Животные болот

Болото – идеальная среда обитания для определенных видов животных. Но жизнь на заболоченных территориях не так проста, как может показаться, поэтому там проживают самые сильные и умеющие приспосабливаться живые существа. В зависимости от видов болот на территории можно встретить разных представителей животного мира.

Земноводные жители болот

Самыми яркими представителями животных, обитающих на болотах, являются лягушки, жабы и тритоны.

Лягушка

Жаба

Тритон

Лягушки просто обожают влажные участки земли, поэтому болота являются основным местом обитания земноводных. Размер особей может варьироваться от 8 мм до 32 см (в зависимости от вида). Главными отличительными особенностями лягушек являются отсутствие хвостовой части, короткие передние конечности, голова, имеющая крупный размер и плоскую форму, сильные задние конечности, позволяющие делать прыжки на дальние расстояния.

Земноводные обладают прекрасным слухом, имеют большие выпуклые глаза, с помощью которых могут просматривать окружающий мир, высунув лишь глаза из воды. Чаще всего обитателей можно найти на берегу или болотных линиях.

Жабы очень похожи с лягушками, но у них отсутствуют зубы в верхней челюсти. Их кожа сухая и покрыта бородавками. Земноводные данного типа относятся к ночным животным и практически всё время живут на суше.

Читать еще:  Чем кормить паука птицееда в домашних условиях?

Тритоны очень похожи на ящериц, но имеют гладкую и влажную кожу. Их хвост похож на рыбий, а тело достигает размеров 10-20 см. Не имея хорошего зрения, тритоны обладают прекрасным обонянием.

Пресмыкающиеся жители болот

К данному виду животных относят ужей, гадюк и черепах. Первый вид вырастает размером до 1,5 м, имеют чешую с ребрышками и щитками. Чаще всего животных можно встретить в болотах травянистого типа. Ужи очень прожорливы, их главным лакомством являются лягушки, птицы и беспозвоночные.

Гадюки предпочитают жить в самых влажных местах болот. Они редко когда вырастают более 65 см и весят около 180 г. Особи имеют плоскую широкую голову, надглазничные щитки, вертикальный зрачок. Самыми красивыми и яркими являются самки. Пресмыкающиеся имеют несколько зубов, проводящих яд.

Болотные черепахи вырастают размером до 38 см, весом до 1,5 кг. Особи имеют небольшой, круглый, чуть выпуклый панцирь, на пальцах расположены острые длинные когти. У черепах длинный хвост, выполняющий функцию руля. Питаются животными личинками, мальками рыб, моллюсками, червями, водорослями и другой живностью.

Гадюка

Болотные черепахи

Млекопитающие жители болот

Самыми распространенными млекопитающими являются ондатры и выдры. Первые походят на крысу и вырастают до 36 см. Медлительные на земле особи, превосходно плавают в воде и могут задерживать дыхание до 17 минут. При плохом зрении и обонянии, особи рассчитывают на свой отличный слух.

Ондатра

Выдра

Выдры одни из самых красивых животных болот. Они вырастают до 1 метра и обладают отличными мускулами. Особи имеют маленькие уши, длинный хвост, короткие лапы и толстую шею.

Птицы болот

На болотах также обитает множество птиц, среди которых белые куропатки, болотные совы, утки, серые журавли и кулики.

Человек и мир. 3 класс. Урок: Растения и животные болота

План конспект урока по предмету Человек и мир в 3 классе

Тема урока: Растения и животные болота

— формировать представление школьников о болоте как территории с постоянным излишним увлажнением и поросшей специфической растительностью;

— создать условия для усвоения знаний о растениях и животных болота, их разнообразии, приспособлении к условиям жизни;

— развивать умения описывать и распознавать растения, работать в микрогруппах;

— содействовать воспитанию гуманного отношения ко всему живому.

Оборудование: гербарии растений, рисунки, таблицы с изображением растений и животных болота, карточки с заданиями.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Проверка домашнего задания. Повторение изученного

Заслушиваются задания, придуманные учениками.

Игра «Продолжи задуманное»

— С помощью игры я проверю, насколько осознанно вы усвоили правила природоохранного поведения в лесу. Я начинаю предложение, а тот, кого я вызову, продолжает его, не нарушая смысла задуманного.

— Чтобы мусор, разлагаясь, не отравлял почву и растения, я … (ученик продолжает: Я всегда буду его забирать с собой, чтобы выбросить).

— Чтобы не лишить многих животных необходимого для них лекарства, я всегда буду … (оставлять ядовитые грибы, не сбивая их ногами).

— Чтобы лес был здоровым и веселым, я никогда не буду разорять… (птичьи гнезда, муравейники).

— Чтобы не спугнуть птиц во время насиживания яиц и ухода за птенцами, я всегда в лесу буду …

— Если в лесу я увижу бабочек, встречу змею, жабу, других животных, я …

— Чтобы не топтать весной нежные почки и ростки растений, я всегда буду стараться ходить … (по лесным тропинкам и дорожкам).

Схему лучше сделать в виде отдельных карточек; две-три карточки поворачиваются обратной стороной. После того, как ученики предложили свои варианты дополнения схемы, учитель открывает и перевернутые карточки: украшение природы, зеленый наряд Земли; природный дом для животных.

3. Изучение нового материала

Учитель предлагает детям необычные слова, состоящие из одних согласных букв:

С в б л т н , ж р вл , ц п л с р , б г л н к; р с нк , кл кв , г л б к

— Чтобы правильно прочитать или расшифровать эти слова, нужно отправиться в одно очень интересное место. Куда, сейчас узнаем.

Отгадывание загадки про болото в учебнике.

Читать еще:  Как дозреть груши в домашних условиях?

— Видели ли вы болото? Где?

— Что оно собой представляет?

— Чем отличается от леса?

— Как, на ваш взгляд, образуются болота?

— Давайте найдем в тексте ответ, как образуется болото и сравним с нашими предположениями?

— Найдите в тексте ответ, к каким условиям приспосабливаются растения, которые растут на болоте?

— Легко ли жить в таких условиях?

— Вспомните, что нужно для роста растений кроме воды, света, тепла и питательных веществ?

— Почему комнатное растение, которое чрезмерно поливать, скоро погибает?

— Сделаем вывод, чего не хватает растениям на болоте, где постоянно избыток влаги?

— И вот в таких условиях растут многие растения, что вызывает восхищение необыкновенной жизненной силой природы. Какие же растения могут жить в таких условиях? Рассмотрите рисунки в учебнике. Скажите, какие растения преобладают на болоте в отличие от леса?

— Почему практически здесь не растут деревья, за исключением сосны?

— Как вы думаете, можно ли встретить на болоте такие же высокие и стройные сосны, как в лесу?

Спина прямая, руки на поясе. Дети плавно и медленно поднимают то правую, то левую ногу, согнутую в колене. Так же плавно опускают. Следим за осанкой. Движения совершаются под чтение учителем стихотворения:

– Аист, аист длинноногий,

Покажи домой дорогу.

– Топай правою ногою,

Топай левою ногою,

Снова – правою ногою,

Снова – левою ногою.

После – правою ногою,

После – левою ногою.

И тогда придешь домой.

Работа в парах или в микрогруппах с целью знакомства с растениями болот и формирования у школьников умения распознавать их. Ученики работают по заданиям:

1. Рассмотрите рисунки в учебнике и с их помощью узнайте растения по описанию:

а) Крупные, овальные, голубовато-синие ягоды с сизым налетом, внутри зеленые; листья овальные, сверху темно-зеленые, снизу сизоватые, покрытые голубоватым восковым налетом.

б) Листья мелкие, кожистые, сверху блестящие темно-зеленые, снизу серебристые с восковым налетом; стебли длинные нитевидные; розоватые, темно-красные ягоды, кислые, но очень полезные.

в) Круглые небольшие красноватые листочки, покрытые волосками с крупными пузырьками на концах, которые выделяют капельки клейкого сока.

г) Стебли растения высотой до 2 метров с темно-коричневыми, почти черными бархатными шишками-початками на верху. Если зрелый початок растеребить, то из него полетит пух. У растения длинные (до 3 метров), довольно мясистые, толстые листья.

2. Найдите в тексте учебника описание клюквы, росянки, голубики.

3. Назовите лишнее растение. Объясните свой выбор.

Клюква, голубика, ландыш, багульник, торфяной мох.

Вместо заданий-описаний можно предложить загадки:

Красно, а не кумач;

Кругло, а не мяч;

Кисло, а не квас;

С болот, а не бекас.

Что за ягода такая,

Будто небо голубая?

Но ты на это не смотри.

И жукам, и мушкам

На болоте среди мхов

Она ловит комаров.

Знакомство с животными болот

Ученики работают в парах – самостоятельная работа с учебником по вопросам:

— Какие животные встречаются на болоте?

— Какие приспособления имеют птицы для проживания на болоте?

— Составьте 1 – 2 цепи питания, которые существуют на болоте.

— Теперь можно и вернуться к расшифровке необычных слов и прочитать их.

сова болотная, журавль, цапля серая, багульник; росянка, клюква, голубика

Дети читают названия, указывают, что объединяет все перечисленные растения и животных.

— В одном из детских рассказов Г. Корженевской «Няскончаная казка» мальчик поспорил с аистом: что важнее – хлеб, выращенный на осушенном болоте или лягушки, живущие на болоте? Кто, по-вашему, прав в этом споре?

Обсуждение вопросов в парах:

— Нужно ли осушать все болота?

— Есть ли польза от болот?

Чтение статьи учебника о значении болот.

4. Итоговая рефлексия

5. Домашнее задание

Прочитать текст учебника по теме Болото. Растения и животные болота, ответить на вопросы после текста. Составить свои вопросы к тексту.

Специальное задание: подобрать к следующему уроку книги об известных заповедниках и национальных парках республики.

Смотрите также уроки:

Чтобы не пропустить ничего, что происходит и публикуется на блоге, подписывайтесь ЗДЕСЬ. И не забудьте оставить чуть ниже свой комментарий Я ценю ваше мнение!

Источники:

http://natworld.info/zhivotnye/flora-i-fauna-bolota-kakie-zhivotnye-obitajut-na-bolote
http://ecoportal.info/zhivotnye-bolot/
http://lit-dety.ru/uroki-2/rasteniya-i-zhivotnye-bolota.html/

Ссылка на основную публикацию
Статьи на тему:

Adblock
detector
×
×